Русский культурно-образовательный центр имени А.С. Пушкина и кафедра русской литературы и журналистики УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» проводят заочную олимпиаду по русской литературе для учащихся IХ–ХI классов.
Для участия в олимпиаде нужно прислать ответы на задания и заполненный личный листок участника до 20.11.2018 на следующий электронный адрес: ruscentr@brsu.brest.by
ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Гомер «Одиссея»
1.1. Главный герой поэмы «Одиссея» Гомера вынужден был участвовать в военном походе. Какие причины, по вашему мнению, побудили его к этому.
1.2. Известно, что поэма «Одиссея» Гомера относится к эпической поэзии. Прокомментируйте парадоксальность такого термина – «эпическая поэзия».
2. М. Лермонтов «Мцыри»
2.1. Много лет Мцыри, главный герой одноименной поэмы М. Лермонтова, страстно мечтает о… О чем мечтает Мцыри, делает ли он что-то для реализации свей мечты?
2.2. Расскажите, какие природные стихии родственны натуре главного героя поэмы «Мцыри» М. Лермонтова. Отыщите средства художественной выразительности, которые использованы в тексте для характеристики этого героя, дайте определение отобранным тропам.
3. И. Бунин «Антоновские яблоки»
3.1. Поясните, почему, по вашему мнению, с такого странного знака начинает свое повествование в рассказе «Антоновские яблоки» И. Бунин.
3.2. Что такое лейтмотив? В чём оригинальность лейтмотива рассказа «Антоновские яблоки» И. Бунина?
4. К. Паустовский «Мещёрская сторона»
4.1. Ответьте, кто или что является главным героем очерков «Мещёрская сторона» К. Паустовского. Подкрепите ваш ответ аргументами. О каком храме идёт речь в этом произведении?
4.2. Расскажите, каковы особенности архитектоники книги очерков «Мещёрская сторона» К. Паустовского.
5. В. Маяковский «Небоскрёб в разрезе»
5.1. В. Маяковский в 1925 году побывал в США, впечатления этой поездки стали основой ряда произведений поэта. В стихотворении «Небоскрёб в разрезе» речь идёт о «старейших норках да каморках». Что это за образ, как характеризует он американские реалии?
5.2. Что такое сатира? Отметьте, есть ли в стихотворении «Небоскрёб в разрезе» В. Маяковского черты сатирического изображения действительности.
6. Поразмышляйте, какое общее идейно-тематическое поле связывает произведения, над анализом которых вы работали. Подберите к своему тексту-рассуждению необходимое название (афоризм, цитату, устойчивое выражение), максимально полно и лаконично передающее задумку, концепцию вашего высказывания. Текст работы (жанр свободный, по выбору участника) – 1 страница текста (300 – 350 слов).