Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 16 человек

"Школа молодого учителя"

Дата: 9 апреля 2019 в 09:28, Обновлено 7 сентября 2021 в 10:53
Автор: Лучко В. В.

                                                                               

План

работы методического формирования

«Школа молодого учителя»

в  2021/2022 учебном  году   

                                                                                                                                                                                       

       Цель: содействие профессиональной адаптации  и личностно-профессиональному становлению молодых педагогов средствами методической работы.

Задачи: выявить базовые профессиональные потребности молодых педагогов и содействовать их решению;

оказывать практическую помощь в вопросах совершенствования теоретических знаний и методики преподавания учебной дисциплины;

учить использовать в профессиональной деятельности достижения педагогической науки и практики;

создать условия для формирования потребности в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности. 

                                                

п/п

Содержание работы

Сроки

проведения

Ответственный

1.

Собеседование с молодыми специалистами:

ознакомление со школой,

ее традициями, правилами внутреннего трудового  распорядка;

изучение должностных обязанностей

август

Печко Л.Н.-директор

Масловская Н. М.- зам. директора по УР

2.

Диагностика уровня профессиональной подготовки

август

Масловская Н. М. –зам. директора по УР

3.

Организация наставничества

август

Масловская Н. М. –зам. директора по УР, руководители МО

4.

Инструктивно-методическое совещание

«Нормативное правовое и  методическое обеспечение образовательного процесса. Ведение школьной документации. Учебный план, учебная программа, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование»

 сентябрь

Масловская Н. М. –зам. директора по учебной работе

5.

Консультация «Нормативная правовая документация по правам и льготам молодых специалистов»

 сентябрь

Печко Л.Н., директор, Бушманова О. В., председатель профкома

6

Консультирование педагогов по организации работы факультативных занятий, объединений по интересам, организации внеклассной работы по предмету

сентябрь

Масловская Н. М. –зам. директора по УР, руководители МО

7.

Индивидуальная консультация  «Алгоритм деятельности классного руководителя»

 октябрь

Лопыко Ж.М., зам.директора по ВР,

Леонтюк А. А.., рук.МО классных рук-лей,

Кононович Я.А., Беленькая П. А., Шепелевич Т. С.

8.

Семинар-практикум

«ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК – КАКОЙ ОН?»

декабрь

Чепелевич И.Э., зам.директора по УР, наставники

9.

Диагностика профессиональных затруднений

октябрь

Масловская Н. М. –зам.директора поУР

10.

Семинар-практикум «Современный урок: методы обучения, формы организации образовательного процесса» 

ноябрь

Масловская Н. М. –зам.директора поУР, наставники

11.

Семинар-практикум «Внеклассная работа по предмету и её место и значимость в учебном процессе»

 декабрь

Масловская Н. М. –зам.директора поУР, наставники

12.

Консультация «Советы психолога начинающему учителю»

январь

Масловская Н. М. –зам.директора поУР, наставники Семенюк Ю. В.– педагог-психолог

13.

Знакомство с новинками педагогической, психологической и методической литературы

      январь

Чверток Т.И.-  библиотекарь школы

14.

Занятие школы молодого учителя  по теме

«Использование информационно-коммуникативных технологии в образовательном процессе»

февраль

Масловская Н. М. –зам.директора поУР

15.

Круглый стол «Значение самообразования как одного из путей повышения профессионализма учителя»

       март

Масловская Н. М. –зам.директора поУР, наставники

16.

Семинар-практикум «Анализ и самоанализ урока. Виды анализа»

апрель

Масловская Н. М. –заместитель директора по УР, наставники

17.

Неделя молодого педагога.

 Открытые мероприятия по учебным предметам

апрель

Масловская Н. М. –заместитель директора по УР, наставники

18.

Круглый стол по итогам работы Круглый стол «Творческий поиск молодого специалиста»

май

Масловская Н. М. –заместитель директора поУР, наставники,

 руководители МО

19.

Взаимопосещение уроков

В течение года

Наставники, руководители МО, молодые педагоги

20.

Посещения уроков молодых педагогов администрацией школы

Сентябрь-октябрь

Февраль-март

Администрация школы

21.

Индивидуальные консультации для молодых педагогов

В течение года

Масловская Н. М. –заместитель директора по УР, наставники

Заседание «Школы молодого учителя»

«ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК – КАКОЙ ОН?»

Вебинары

4 февраля наши педагоги ГУО  «Средняя школа 8 имени Героя Беларуси В.Н.Карвата» ' приняли участие в вебинаре по теме « Успешный старт», который был организован и проведён ГУО" «Брестский областной институт развития образования».  Вебинар проводился с целью помощи молодым педагогам в формировании собственной модели профессионального роста и подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства.

11.

Семинар-практикум «Современный урок: эффективные приемы активизации познавательной деятельности» 

декабрь

Пекарская О.А.-зам.директора поУР, наставники

15.

Семинар-практикум «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»  программа

март

Пекарская О.А.- зам.директора поУР. – педагог-психолог, наставники

Использование современных образовательных технологий на уроках»

15.

Семинар-практикум «Эффективные приемы педагогической техники: актуализация знаний,  мотивация к изучению нового материала»

       март

Пекарская О.А.- зам.директора поУР. наставники

Семинар «Контрольно-оценочная деятельность учителя: психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся. Виды контроля. Эффективные формы организации проверки знаний учащихся»

октябрь

Пекарская О.А. -заместитель директора по УР, наставники

Деловая игра-тренинг «Педагогическое взаимодействие»

НА №7, 2013

декабрь

Пекарская О.А.-зам.директора поУР

Семинар-практикум «Предупреждение неуспеваемости: как и чем помочь ученику» 

февраль

НА №5, 2016

Семинар-практикум «Педагогическое сотрудничество. Формы работы с родителями»

май

Лопыко Ж.М., зам.директора по ВР,

Иванюк Ю.В., рук.МО классных рук-лей

Теоретический семинар «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к уроку»

Пекарская О.А.-зам.директора поУР, педагог-психолог

Требования к учебному кабинету

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса»

Организация работы с молодыми педагогами

Секреты методической работы или подсказки методиста

АиВ, №8, 11, 2015

№ 6, 9, 2017

З.Н.Булахова. – Минск: Зорны Верасок, 2017

Деловая игра-тренинг «Педагогическое взаимодействие»

НА №7, 2013

Профессиональная адаптация молодых педагогов: алгоритм психолого-педагогического сопровождения

АиВ, №12, 2017

ПРИЕМЫ педагогической техники

Зачем учителю облако слов

Современный урок в учреждении общего среднего образования [И.И.Юркова]. – Мозырь: Белый Ветер, 2014

Современные школьные технологии-2 /Н.И.Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2012 – (Мастерская учителя)

АиВ, №12, 2017

[И.И.Юркова]. – Мозырь: Белый Ветер, 2014

Н.И.Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2012 – (Мастерская учителя)

Проектирование эффективного урока

НА №6, 2015с.57

Интерактивные методы

НА №6, 2015с.65

КОД

1.Активная оценка учебных достижений – средство формирования самооценки

2.Запрудский Н.И.  Контрольно-оценочная деятельность учителя.  --- Минск: Сэр-Вит, 2012.

НА №8, 2012

САМООБРАЗОВАНИЕ

Самообразовательная работа как главный фактор повышения качества образования. Портфолио учителя (Пед.совет)

НА №8, 2012

НА №2, 2017

НА №2, 2017

МЕТОДИЧЕСАЯ РАБОТА

Компетентностный подход

НА №6, 2015

Методы педагогического управления

НА №6, 2015 с.18

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Типы, стили

НА №8, 2012

ОДАРЕННЫЕ

НА №3, 2016

МЕДИА

РISA, медиа

НА №3, 2016

«Самостоятельная работа учащихся в комбинации с информационными технологиями

НА №6, 2015

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Труд и англ.язык

НА №8, 2012

ЭКОЛОГИЯ

НА №2, 2017

ЗОЖ

Организация физкультурного образования

НА №6, 2015

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Как сформулировать цели урока

НА №6, 2015с.10

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Младших школьников

НА №6, 2015

Приемы психоэмоциональной настройки

Прием «Встаньте, если…

 вы любите зиму;

праздники прошли так, как вы хотели;

вы готовы сегодня активно сотрудничать в процессе занятия.

Занятие 1

 Нормативное правовое и  методическое обеспечение образовательного процесса. Ведение школьной документации. Учебный план, учебная программа, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование

Цель: познакомить молодых педагогов с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса; формировать навыки оформления документации.

Время проведения: сентябрь

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Вопросы:

  1. Организационно-деятельностная игра «Знакомство». В ходе игры определяется круг проблем, характерных для молодых специалистов и пути их решения.

Шестакова М.Н., педагог-психолог

  1. Знакомство молодых педагогов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка.                                                  Печко Л.Н. директор    
  2. Знакомство с учебным планом школы. Изуче­ние содержания учебных программ и пояснительных записок к ним, нормативных документов об орга­низации образовательного процесса.

Пекарская О.А. - заместитель директора по учебной работе

  1. Изучение требований по оформлению классного журнала.

 Чепелевич И.Э. - заместитель директора по учебной работе

  1. Составление календарно-тематического плани­рования. Пекарская О.А.- заместитель директора по учебной работе.
  2. Составление плана-конспекта урока, как результат совместной деятельности «учитель-наставник — мо­лодой педагог»                Наставники

     7. Советы опытных педагогов «Как быстрее адап­тироваться в школе», «Постарайтесь не допустить следующих ошибок...».

 Шестакова М.Н., педагог-психолог, наставники.

    Литература:

  1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. — М.: Вече, 2007.
  2. ГатальскаяГ. В., Крыленко А. В. В школу — с радостью. Практическая психология для учителя. — Минск: Амалфея, 1998.
  3. Реан А. А. Психология педагогической деятель­ности. — Ижевск:
    ГК РФ 90, 1994.
  4. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов. Том 9. Часть 1

Занятие 2

Алгоритм деятельности классного руководителя

Цель: познакомить молодых педагогов с нормативно-правовым обеспечением и организацией работы классного руководителя, формировать навыки оформления документации.

Время проведения: октябрь

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

Вопросы:

  1. Программно-планирующая документация воспитательной работы.
  2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.
  3. Программа анализа воспитательного процесса в классе.
  4. Понятие цели  и целеполагания в процессе планирования.
  5. Формы и методы организации работы с классным коллективом, создание условий для развития личности обучающихся.
  6. Структура плана.
  7. Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя.

Лопыко Ж.М., зам.директора по ВР,

Иванюк Ю.В., рук.МО классных рук-лей

  • папка «ШМУ. Материалы к занятиям»

Литература:

  1. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.

Занятие 3

Определение и учёт уровня учебных достижений учащихся.

Составление отчёта о результатах обучающей деятельности.

Цель: научить педагогов объективно использовать рейтинговую 10-балльную шкалу оценивания резуль­татов учебной деятельности учащихся; формировать аналитическую культуру при составлении отчётов.

Время проведения: октябрь

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы:

  1. Изучение 10-балльной системы оценивания ре­зультатов учебной деятельности по учебным предме­там.  

Пекарская О.А.. - заместитель директора по учебной работе.

  1. Контрольно-оценочная деятельность учителя: нормативная-правовая база (поурочный учёт учебных достижений учащих­ся, промежуточный и итоговый контроль).

Чепелевич И.Э. – заместитель директора по учебной работе,

 Писарчук Ж.Е., Жданова З.А., - наставники.

3. Практикум по составлению предметных отчётов.

Чепелевич И.Э. – заместитель директора по УР,  наставники.

Литература

1. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (постановление МО РБ от 20 июня 2011 г. № 38).

2. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (приказ МО РБ от 29.05.2009 № 674).

3. Запрудский Н.И.  Контрольно-оценочная деятельность учителя.  --- Минск: Сэр-Вит, 2012.

4. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образо­вательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.

5. Воронцов А. Б. Педагогическая технология кон­троля и оценки учебной деятельности. — М., 2002.

  1.  Липкина А. И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевае­мости школьников. — М., 1991.
  2.  Максимова Н. Ю. Оценочная деятельность учи­теля и формирование самооценки школьника // Во­просы психологии. — 1983. — № 5

Занятие 4

Современный урок: основные требования, подготовка к уроку, структура и конструирование. Основные этапы урока

Цель: актуализировать знания об основных требованиях к современному уроку.

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: семинар-практикум

Вопросы:

  1. Основные требования к уроку:
  2. Подготовка учителя к уроку. Основные этапы урока, внеклассного мероприятия и их роль в достиже­нии целей урока. Пекарская О.А.- заместитель директора по учебной работе.
  3. Практическая работа: Моделирование уроков по указанным темам (работа в группах).                                                                    наставники
  4. Факторы, которые влияют на качество препо­давания (обмен мнениями).                                                                                 наставники

Ход.

  1. Подготовка к активной мыслительной деятельности.

Запишите ответы на предложенные вопросы!

Педагогическая викторина.

  1. Как расшифровывается аббревиатура ВОУД? (внешняя оценка учебных достижений)
  2. Учебный документ, определяющий по каждой учебной дисциплине содержание и объём знаний, умений и навыков и комптенеций. (программа)
  3. Основной способ взаимодействия учителя и ученика, направленный на достижение конкретных задач. (метод)
  4. Чешский педагог-гуманист, основоположник основ научной педагогики и классно-урочной системы (Коменский).

Перед вами – шифр. Попробуйте его вскрыть!

  1. 3-1 (внешняя оценка учебных достижений)
  1. 2 (программа)
  1. 4 (метод)
  2. 1  (Коменский)

(необходимо из каждого записанного слова взять определённую букву. Если правильно записали слова, должно получиться ключевое слово темы нашего занятия - УРОК).

  1. Постановка цели и задач занятия.

- Каким же должен быть эффективный урок? На каждую букву  слова УРОК запишите определение (или функции) урока.

Выполнение задания.

Что же такое урок? Каковы кретерии эффективности урока?

- За 5 минут запишите 5 критериев эффективного урока. (каждый самостоятельно, объединение в пары, определение общих критериев).

Обсуждение. Представление работы.

  1. Актуализация знаний по теме занятия.

- Сколько уроков вы посетили? Какие из них были эффективными? Почему? Какие «изюминки» на уроках вы увидели?

Обсуждение.

- Есть ли у вас свои секреты проведения эффективного урока?

Обсуждение.

  1. Подготовка учителя к уроку.

- Как вы готовитесь к уроку? С чего начинаете?

Говорят, что начинать надо не с начала, а с конца – с определения результата, которого вы хотите достичь, т.е. с постановки цели (Схема: цели – задачи – методы, приёмы – средства – формы – содержание – результат - цели)

-Необходимо очень чётко продумывать этапы урока, на каждый этап ставить диактическую задачу. Это поможет провести мостики от одного этапа к другому, сделать урок цельным, результативным. (Материалы презентации, брошюры).

  1. Выполнение практической работы.

Используя материал брошюры, подготовьте конспект урока на тему… Выполните работу по составленной схеме, определяя дидактическую задачу каждого этапа.

Выполнение.

Обсуждение.

  1. Подведение итогов.

 Проанализируйте то, что вы сегодня вынесли с нашего занятия, обощите свои мысли в синквейне:

  1. Тема занятия
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола/причастия
  4. Предложение из 4 слов
  5. Синоним к теме.

       Презентация брошюры  "В помощь молодому учителю"

Каждый участник Школы получает брошюру в подарок.

Изучив книгу, вы узнаете:

  • как подготовить современный, эффективный урок;
  • основные этапы современного урока;
  • триединая цель урока;
  • классификация методов и приёмов обучения; 
  • требования к современному уроку;
  • структурные элементы урока;
  • всё о домашнем задании;
  • самоанализ урока;
  • анализ урока.

Задание: изучить книгу, за 2 недели посетить 3-5 уроков, определить, были ли посещённые уроки эффективными и почему.

Советы молодому специалисту при подготовке к занятию

Справедливый учитель – это таковой учитель, поступки которого оправданы в очах учеников.

Н.А. Добролюбов

  1. Изучите  раздел программы, который нужно учить на занятии.
  2.  Изучите материал этого раздела.
  3. Проанализируйте учебный материал.
  4. Определиье цель занятия. Ответьье на вопрос, чего бы вы хотелт достичь в итоге занятия.
  5. Представьте коллектив данной группы, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач занятия.
  6. Выберите самые результативные методические приёмы для данной группы и для данных учеников.
  7. Соразмерьте выбранные приёмы со своими способностями, определите свои действия на занятии.
  8.  Продумайте структуру занятия, его ход.
  9. Зафиксируйте всё приготовленное в плане либо в конспекте.
  10.  Повторите про себя либо вслух узловые моменты плана.
  11. Проверьте себя:
    • какие факты, какие общие понятия либо признаки, причинно-
      следственные связи должны быть усвоены на занятии;
      какое умение формируется на данном занятии;
    • какие мировоззренческие понятия, нравственные либо эстетические оценки нужно сформировать на данном занятии;
    •  какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у
      учащихся при исследовании данного материала.
  12.  Приходите в кабинет незначительно ранее начала занятия. Проверьтеь, всё ли готово к занятию, удобно ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтоб все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, непременно переведите взор на недисциплинированных ребят. Пытайтесь показать ученикам красоту и привлекательность начала занятия, однако стремитесь к тому, чтоб на это уходило каждый раз всё меньше и меньше времени.
  13. Начните занятие энергично. УДИВЛЯЙТЕ!!!!
  14. Ведите занятие так, чтоб каждый ученик с начала и до конца занятия был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие – бич дисциплины.
  15.  Используйте Региональный компонент. Увлекайте учащихся увлекательным содержательным материалом, умственным напряжением, контролируйте темп занятия, помогайте слабым
    поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. В особенности смотрите за теми, у кого
    внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте пробы нарушить рабочий порядок.
  16. Обращайтесь чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на занятии иным делом.
  17. Придавайте своим словам, интонациям деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указание преподавателя нужно непременно делать.
  18. Объективно оценивайте познания ученика.
  19. Заканчивайте занятие общей оценкой работы группы и отдельных учеников. Пусть воспитанники испытывают чувства удовлетворённости от результатов труда на занятии. Постарайтесь увидеть положительное в работе недисциплинированных ребят, однако не делайте это часто и за небольшие усилия.
  20. Прекращайте занятие вовремя. Звонок – для всех, не только для учителя!
  21. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  22. Обходитесь без помощи других учителей (классных руководителей, директора, заместителей директора, социального педагога). Помните: налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь коллег идёт не на пользу преподавателю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого группа не поддерживает, легче совладать.
  23. Не допускайте конфликтов с целой группой либо со значимой частью группы, а если он появился, не затягивайте его, отыскиваете разумные пути его разрешения.
  24.  Помните: там, где есть сомнения в правоте преподавателя, не говоря уже о тех вариантах, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.

Материалы: папка «ШМУ.Основные требования к уроку»

Литература:

  1. Современный урок в учреждении общего среднего образования [И.И.Юркова]. – Мозырь: Белый Ветер, 2014
  2. ИМП

Занятие 5

Семинар-практикум «Современный урок: эффективные приемы активизации познавательной деятельности»

Занятие 6

Психологическая готовность учителя к работе в школе. Урегулирование конфликтных ситуаций

Цель: повышение компетентности молодых специалистов в вопросах психологической адаптации, создания комфортного психологического микроклимата в ученическом коллективе.

Время проведения: февраль

Форма проведения: деловая игра-тренинг

Вопросы:

  1. Психологическая готовность учителя к работе в школе. Псхологический тренинг (педагог-психолог).
  2. Учитель в классе и проблемы дисциплины.  Жданова З.А.– наставник
  3.  Искусство педагогического общения с учащими­ся.

Шестакова М.Н. –педагог-психолог

  1. Разрешение конфликтных ситуаций в ходе об­разовательного процесса.   Шестакова М.Н. –педагог-психолог
  2. Рекомендации психолога молодому специалисту.

Шестакова М.Н. –педагог-психолог

Материалы:

Литература: НА №7, 2013

Ход занятия

1.  Психологические тренинг «Рулевой души»

Цель тренинга: обозначить способы, приемы, методы, формы успешного коммуникативного  взаимодействия учителя и ребенка в учебно-воспитательной деятельности.  

Оборудование: бланки с заданием, ватман, маркеры

Ход тренинга

  1. Приветствие участников тренинга.

- Я приветствую Вас на нашем тренинге молодых специалистов.

- Молодой человек выбираяпрофессию «учитель», чем он должен прежде всего руководствоваться? ( ответы участников)

  1. Тренинговое  упражнение « Закончи предложение»

Цель: подвести к осознанию важностиответственности профессии учитель, направить на правильное коммуникативное взаимодействие учителя и ученикав урочное и внеурочное время.

 Продолжи предложения

  1. Я считаю  учитель на уроке должен быть…..
  2. Я полагаю, главная  ценность учителя…….
  3. Я думаю, что учитель на уроке, это……..
  4. Я считаю, что  взаимоотношения ученика и учителя на  уроке прежде всего строятся на…….
  5. Я  считаю профессию учителя…….
  6. Настоящий учитель обладает  такими качествами, как………
  7. Я выбрал эту профессию, потому что…..

Участники тренинга зачитывают свои варианты продолжения, обосновывая свою точку зрения.

Затем предлагается из 7 пунктов выбрать на усмотрение участников самый важный.

  • : самое важное , то, что  взаимоотношения ученика и учителя на  уроке прежде всего строятся на уважении, понимании и  обоюдном доверии.

2.Учитель в классе и проблемы дисциплины. 

       А) Анкетирование молодых специалистов с целью выявления профессиональных затруднений в организации эффективного взаимодействия с учащимися.( НА №7, 2013)

        Б) Решение творческих заданий .( НА №7, 2013)

3. Решение психолого-педагогических ситуаций.

Ситуация № 1

        7 классу объявили, что у них будет  вести географию новый учитель и им сейчас предстоит знакомство с ним.  Новый учитель- молодой специалист,   человек который  еще не работал в школе. Учитель открывает дверь в класс и видит, что проход к столу весь уложен  пиджаками и кофтами ребят, проход узок и обойти нельзя. Ребята молча, в тишине наблюдают за реакцией учителя.

Вопрос: как педагогически верно молодому учителю разрешить ситуацию и пройти к своему столу?

Ситуация № 2

       Учитель назначил родительское собрание и ждет родителей в назначенное время. Родители подходят и занимают места в классе. Подходят очередные родители ( мать и отец  ребенка) и говорят, что им не интересно посещение собрания и  присутствовать они не собираются ,так как не считают нужным,  они хотели бы просто посмотреть отметки и уйти, при этом  демонстрируя безразличие и пренебрежение,  они просят журнал у классного руководителя…..

Вопрос: как, на ваш взгляд, педагогически верно разрешить данную ситуацию и убедить родителей о необходимости присутствия на собрании?

Ситуация № 3

      Ученик на уроке постоянно выкрикивает ответ, не дает никому отвечать, на замечания учителя дать ответить другим реагирует временно и с недовольством  , учитель в ответ ведет себя эмоционально несдержанно, может позволить обозвать и оскорбить ученика. В следствии на уроке всегда ситуация конфликта.

Вопрос:         Как быть? Разрешите педагогически верно сложившуюся обстановку. Дайте рекомендации учителю по личностной внутренней коррекции и по взаимодействию с несдержанным учеником.

Ситуация № 4

       Учитель  в конфликтной ситуации оскорбил ученика.( конфликтная ситуация происходила наедине учитель-ученик). Ребенок затаил обиду на учителя и перестал ходить в школу, мотивируя тем, что учитель был не прав в том что оскорбил . Учитель свою вину не признает, мало того говорит, что такого момента вообще  не было.

Вопрос: Как выглядит учитель в глазах ученика? Как можно разрешить данную ситуацию?

Вопросы для размышления

  1. Может ли учитель на уроке вести себя несдержанно, оскорблять, унижать, выставлять ученика перед классом в неприглядном свете? К чему это может привести?  Ваши рекомендации, советы  учителю в данной ситуации.
  2. У учителя и ученика сложились межличностные конфликтные отношения на почве недопонимания. Учитель уже  начинает любую сложившуюся ситуацию  в отношении данного ученика оценивать предвзято («задевать» ребенка, обвинять не разобравшись, оценивать любое выполненное задание ниже чем оно того заслуживает….)  Ваше мнение по этому поводу. К чему это в последствии приведет?
  3. Обозначьте   аргументы по которым у ученика сложится положительное и уважительное отношение к учителю, учитель станет для ученика авторитетом.

  1. Рекомендации психолога молодому специалисту

Психолог рекомендует

Рекомендации молодым специалистам

  • Начинайте любое дело с позитивного настроя, ибо Ваша энергия- самое мощное биологическое «оружие», работающие либо на созидание , либо на разрушение Вашего внутреннего  «Я»
  • Стройте модель взаимодействия с детьми, педагогами, родителями на уважении, понимании, доверии и принятии другого человека, как личности. Это поможет Вам впоследствии выстроить верную педагогическую позицию в профессиональном взаимодействии.
  • Старайтесь быть открытым всему новому, неизведанному. Стремитесь постигнуть в профессии истину, ведь именно она поможет Вам обрести верную и базовую основу в Вашем начинании.
  • Чаще улыбайтесь, дарите улыбку  детям, коллегам,  родителям, друзьям. Улыбка- это визитная карточка души учителя.
  • Старайтесь быть самим собой во взаимодействии с детьми,  имейте чувство юмора, не бойтесь иногда быть смешным , разговаривайте с детьми на разные, интересующие их  темы, дети будут Вам благодарны и видеть в Вас начнут прежде всего наставника, помощника, а  главное человека, который всегда поймет и даст совет.
  • И самое главное, помните, в жизни у человека  все начинается  с любви. Любовь - самая бескорыстная ценность, которая «топит сердца», делает души чище, и   меняет человека, даже если он этого не хочет.

« Правило 7у»

  1. Уверенность- знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Учитель- гарант соблюдения прав ребенка.
  2. Успешность- берясь за любое дело, молодой учитель должен предвидеть положительный результат, т. е. быть  уверен, что оно под силу детям и ему, а значит необходима тщательная подготовка  с огромным трудом души.
  3. Удивительность- надо развивать в себе незаурядность, дети не любят « пирожки ни с чем»
  4. Убедительность- уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела. Ведь у Вас масса нерастраченной положительной энергии- так направьте ее на детей.
  5. Уважительность- Молодой учитель всегда должен помнить- необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, - они уважают твое. Воспитание без уважения- подавление.
  6. Уравновешенность- в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, не нервничать, не повышать голос, а анализировать и работать.
  7. Улыбчивость- без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка- это и одобрение,  и оценка и подбадривание.

Вывод: счастливый учитель это тот учитель, который испытывает моральное и материальное  удовлетворение от свой профессии.

-Будьте же счастливы в Вами выбранной  профессии!).

Занятие 3

Организация самообразовательной деятельности.

Портфолио как демонстрация достижений учителя.

Цель: повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросу организации самообразовательной работы.

Задачи: обосновать необходимость самообразовательной работы в процессе профессиональной деятельности учителя;

оказать помощь молодым педагогам в планировании и организации работы по самообразованию;

проанализировать работу по самообразованию молодых специалистов второго года работы.

Время проведения: сентябрь

Форма проведения:  круглый стол.

Вопросы:

1. Самообразование: нормативная правовая база, мотивы, этапы, достижения. Пекарская О.А.. - заместитель директора по учебной работе.

2. Организация процесса образования. Пекарская О.А.. - заместитель директора по учебной работе.

    3. Самообразование: информационно-компьютерные технологии.   Масловская Н.М. – руководитель МО учителей естественных наук, учитель географии.

4. Практическая часть: 1. Диагностика профессиональных затруднений молодых специалистов.

                                               2. Тренинг по определению темы, цели и задач самообразования. Пекарская О.А.- заместитель директора по учебной работе,наставники.

5. Портфолио как демонстрация достижений учителя. Отчеты по темам самообразования Шельпук К.П., Тиханович А.Г., Шепетунко Е.А., Садовской А.Г.

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Единый классификационный справочник должностей. Выпуск 28.
  3. Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы.
  4. Положение о работе педагогов средней школы №8 г.Бреста имени Героя Беларуси В.Н.Карвата над темами самообразования.
  5. Сборник методических материалов «Организация самообразования педагогов».

 

Психолого-педагогические требования к проверке,
учету и оценке знаний учащихся.

·  Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.

·  Нормы оценивания учебной деятельности по теоретическому и производственному обучению.

·  Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц,
отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической
деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся
и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых
контрольных работ и мониторинговых исследований.

·  Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся.

·  Методический практикум «Как помочь учащимся подготовиться к экзаменам».

Занятие 4

Учусь строить отношения

Цель: помочь молодым учителям выявить и осо­знать особенности своего отношения к ученикам; помочь педагогам осознать и научиться строить опти­мальное взаимодействие с учащимися.

Время проведения: ноябрь

Форма проведения: психологический тренинг.

Вопросы:

  1. Учитель в классе и проблемы дисциплины.  Дородейко Д.В .– педагог-психолог
  2. Искусство педагогического общения с учащими­ся. Дородейко Д.В. –педагог-психолог
  3. Разрешение конфликтных ситуаций в ходе об­разовательного процесса.   Дородейко Д.В. – педагог-психолог

Цель: на примере различных конфликтных ситуаций научить находить педагогически верные ее разрешения с целью обретения верной профессиональной позиции во взаимодействии учитель-ученик-родитель.

Приглашённые: молодые педагоги: Высочин С.И., Маткина Е.А., Соколова А.А., Вицкая С.В., Богатырёва И.В., Ильин В.В. Кужамратова Ж.Р.

Присутствовало: 7 молодых специалистов, зам директора по НМР Румбах Е. В.

- Уважаемые коллеги! На наших занятиях мы попытались рассмотреть лишь азы педагогического таинства. Мы все не волшебники, всегда - только учимся. Но сейчас у вас уже есть опыт, который вы можете продемонстрировать своим собратьям по цеху! Вас ждёт ваш первый педагогический экзамен - день молодого педагога (дата уточняется). Но проходить он будет не в традиционной форме, а в форме исследования урока Lesson Study. О том, что это такое, мы выясним на следующем занятии! До встречи!

 

Литература:

  1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. — М.: Вече, 2007.
  2. Вереникина И. М. Преодоление возможных кон­фликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. — 1986. — №
  3. ГатальскаяГ. В., Крыленко А. В. В школу — с радостью. Практическая психология для учителя. — Минск: Амалфея, 1998.
  4. Гункина Н. И. Психологические проблемы обще­ния учителя с подростками // Вопросы психологии. — 1994. — № 2.
  5. Ильин Е. Н. Искусство общения. — Минск: Нар, асвета, 1987.
  6. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятель­ность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогиче­скому общению и его оптимизации. — М., 1983.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.
  8. Скотт Д. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991.

Занятие №1

Тема: Психологическа готовность учителя к работе в школе.

Цель: познакомить с приёмами психологической адаптации, актуализировать знания об основных тербованиях к современному уроку.

Приглашённые: психолог высшей категории Лапина Марина Александровна. Молодые педагоги: Высочин С.И., Маткина Е.А., Соколова А.А., Вицкая С.В., Богатырёва И.В., Ильин В.В..

Отсутствовали: Соколова А.А. (уроки во 2 смене)

План.

  1. Псхологические тренинги. (психолог Лапина М.А.)
  2. Презентация брошюры «В помощь молодому учителю» (замдиректора по НМР Румбах Е.В.)

Ход.

1. Сообщение цели работы Школы молодого учителя.

2. Психологические тренинг «Рулевой души»

Цель тренинга: обозначить способы, приемы, методы, формы успешного коммуникативного  взаимодействия учителя и ребенка в учебно-воспитательной деятельности.

Оборудование: бланки с заданием, ватман, маркеры

Ход тренинга

  1. Приветствие участников тренинга.

- Я приветствую Вас на нашем тренинге молодых специалистов.

- Молодой человек выбираяпрофессию «учитель», чем он должен прежде всего руководствоваться? ( ответы участников)

  1. Тренинговое  упражнение « Закончи предложение»

Цель: подвести к осознанию важностиответственности профессии учитель, направить на правильное коммуникативное взаимодействие учителя и ученикав урочное и внеурочное время.

 Продолжи предложения

  1. Я считаю  учитель на уроке должен быть…..
  2. Я полагаю, главная  ценность учителя…….
  3. Я думаю, что учитель на уроке, это……..
  4. Я считаю, что  взаимоотношения ученика и учителя на  уроке прежде всего строятся на…….
  5. Я  считаю профессию учителя…….
  6. Настоящий учитель обладает  такими качествами, как………
  7. Я выбрал эту профессию, потому что…..

Участники тренинга зачитывают свои варианты продолжения, обосновывая свою точку зрения.

Затем предлагается из 7 пунктов выбрать на усмотрение участников самый важный.

  • : самое важное , то, что  взаимоотношения ученика и учителя на  уроке прежде всего строятся на уважении, понимании и  обоюдном доверии.

  1. Практическая часть. Тренинг « Конвейер перевоплощения»

На ватмане нужно изобразить в видерисунка свою машину-конвейер, со своим внутренним механизмом работы. Механизм работы это способы, виды, стили, приемы перевоплощенияученика, который, как «сырой продукт» поступает в конвейер машинывоспитания и обученияи в формированиивыпускает гармоничноразвитую личность.

            Инструктаж

Условие: вы должны показать, как работает весь механизм вашего конвейера изнутри, проходя волшебное превращение.

Принцип работы конвейера: прозрачен, в конструкции обозначены способы, виды, приемы перевоплощения.  Возможен   оборот рекомендаций и советов.

По окончании участники представляют свою модель учебно-воспитательной машины и делают вывод.

Занятие 5

Современный урок: пути интенсификации образовательного процесса

Цель: познакомить молодых педагогов с основ­ными направлениями работы по повышению качества образования; учить применять полученные знания в практической деятельности.

Время проведения: декабрь

Форма проведения: семинар.

Вопросы:

  1.  Требования к современному уроку. Пекарская О.А. .- заместитель директора   по учебной работе.
  2. Новые педагогические технологии и их исполь­зование в образовательном процессе. Чудук О.В.  – руководитель МО учителей точных наук, наставник.
  3. Совершенствование урока на основе внедрения активных форм обучения. - наставники.
  4.  Методика определения результативности урока. Самоанализ урока. Пекарская О.А. - заместитель директора   по учебной работе.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обу­чения. — М., 1987.
  2. Диагностика успешности учителя: сборник мето­дических материалов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Зотов Ю. Б. Организация современного уро­ка. — М., 2004.
  4. Онищук В. А. Урок в современной школе. — М., Просвещение, 2001.
  5. СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
  6. Чернявская А. П. Педагогическая техника в ра­боте учителя. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  7. Школа и учитель в зеркале модернизации об­разования: сборник научно-методических работ; под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. — М.: Между­народная педагогическая академия, 2003.
  8. Гин А. Эффективные приемы педагогической техники

Занятие 6

Итоги работы с молодыми педагогами

Цели: проанализировать работу молодых педагогов; наметить пути работы на следующий учеб­ный год.

Время проведения: май

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы:

  1. Анализ дней педагогического мастерства мо­лодых учителей.  Пекарская О.А. – председатель методического совета, заместитель директора   по учебной работе.
  2. Отчёты по теме самообразования.  Педагогическое сочинение на тему «Я как учи­тель» (самооценка успешности педагогической дея­тельности молодых учителей).
  3.   Микроисследование «Уровень профессиона­лизма молодого учителя» (заполнение карты оценки квалификационного уровня молодого учителя). Пекарская О.А. - заместитель директора по учебной работе,  наставники.

Литература:

  1.  Школа молодого учителя; авт.-сост. Л. А. Ва­гина, Е. Ю. Дорошенко, Т. В. Хуртова. — Волгоград: Учитель, 2007.
  2.  Школа и учитель в зеркале модернизации об­разования: сборник научно-методических работ; под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. — М.: Между­народная педагогическая академия, 2003.

Занятие 2

Определение и учёт уровня учебных достижений учащихся. Портфолио учителя. Составление отчёта о результатах обучающей деятельности

Цели: научить педагогов осуществлять контроль и оценку результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения; формировать аналитическую культуру при составлении отчётов; познакомить молодых педагогов с альтер­нативной формой оценки деятельности ученика — учебным портфолио, одной из форм демонстрации достижений учителя — портфолио педагога.

Время проведения: октябрь

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы:

  1. Изучение инструктивно-методического письма «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению  контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на 1 ступени общего среднего образования. Серко Т.Г.- заместитель директора по УР.
  2.  Поурочный учёт учебных достижений учащих­ся, организация работы с учащимися разного уровня обученности. Серко Т.Г.- заместитель директора по УР, Беляева Н.В. -наставник.
  3. Учебное портфолио как альтернативная форма оценки деятельности ученика. Беляева Н.В. - наставник.
  4.  Портфолио как демонстрация достижений учи­теля. Беляева Н.В. - наставник.
  5.  Практикум по составлению предметных отчётов. Беляева Н.В. - наставник.

Литература:

  1.  Аронов М. Ф., Молчан Л. Л. Современный урок. — Минск, 1994.
  2.  Казак Д. Я. Педагогический анализ урока. Мето­дические рекомендации. — Минск: РИУУ, 1982.
  3. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Психолого-педагогическое сопровождение молодых

специалистов в учебно-воспитательном процессе

Занятие-практикум

Разрешение педагогических ситуаций

Цель: на примере различных конфликтных ситуаций научить находить педагогически верные ее разрешения с целью обретения верной

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса»

Цель:  повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного подхода  в допрофильном обучении.

          Задачи:

  • определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в постоянной педагогической практике;
  • обозначить проблемы дифференцированного обучения;
  • совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации дифференцированной работы с учащимися на уроке.

 Ход проведения

1. Введение в тему.

Сказка о том, как звери в школу ходили

Американские родители на своем сайте http://www.raisingsmallsouls.com разместили забавную сказку-размышление – как живется в школе нашим таким разным детям. Адресована сказка каждому взрослому, педагогу в особенности. Можно над ней и посмеяться, и задуматься: что я буду делать завтра с моими учащимися, которые разбегаются, расплываются, разлетаются в разные стороны.

          В давние-предавние времена была у животных своя школа. В ней давали ребятам-зверятам самое лучшее образование – по бегу, лазанию, плаванию и летанию. Каждый ученик должен был освоить программу по всем предметам.

Ученица Утка плавала отлично.  Она умудрилась получить зачет по бегу и летанию. Но в лазании была абсолютно безнадежна. И тогда Утку освободили от плавания, чтобы она могла как следует позаниматься лазанием…

Орла считали трудным подростком и ждали от него неприятностей. На уроках лазания он забирался на вершину дерева быстрее всех – пару раз взмахнул крыльями, и уже там. Это было не по правилам. После уроков его заставляли по 500 раз писать: «Жульничать стыдно». И Орлу было стыдно. У него совсем не оставалось времени парить в небесах.

Зебра часто прогуливала, потому что пони дразнили ее, издевались над ее полосками. И Зебра не могла вытерпеть насмешек.

Кенгуру сначала очень любил уроки бега. Но учитель постоянно делал ему замечания. «Нужно работать всеми четырьмя лапами, – говорил он, – это у вас спросят на экзамене». Кенгуру впал в уныние.

Медведя называли лентяем, особенно зимой, потому что ему все время хотелось спать.  Летом Медведь много чего делал, но летом были каникулы, и этого  мало кто замечал.

Рыбка совсем уплыла из школы. Ей было скучно на всех уроках – ее никто не слышал и  не принимал во внимание, никто не понимал.

Белка на лазании получала одни пятерки. А вот на летании не могла подняться с земли. Если бы ей разрешили стартовать с верхушки дерева… После бесконечных попыток и падений у нее не было сил бегать и лазать. По всем предметам в ее дневнике красовались позорные двойки.

Однако самые серьезные проблемы были у Пчелы. Как бы не пыталась Пчела общаться, она только всех жалила.

Каждый из нас встречал в своей школе подобных Пчел, Уток и Орлов. Кто такая наша Утка, отлученная от воды? Это ребенок, который отлично решает математические задачи, но в диктанте делает кучу ошибок. Его заставляют вместо математики заниматься русским языком, и ребенок уже не так здорово решает задачки. А диктант все равно пишет так себе, еле-еле на троечку. 
Орлы – настоящие оппозиционеры. Они попадают в неприятности, потому что обладают оригинальным взглядом на общепринятые вещи, они думают, действуют своим особенным методом, непонятным окружающим. Орлы так раздражают всех своей необычностью, что просто сами напрашиваются на выговоры и наказания.
Медведи есть в любом классе. Они самые надежные и верные наши помощники в любом походе, у них кипучая личная жизнь, масса важных дел по вечерам. Но на уроках они спят. И получают заслуженные двойки. 
Кенгуру – старательный и послушный ребенок. Он искренне хочет нам угодить и страшно переживает, оттого что не в силах исполнить все требования. 
Рыбка, очевидно, нуждается в особых условиях обучения. Она не должна мучиться со всеми в общем классе. Но учителя не замечают этого, ведь рыбка всегда молчит и никого не беспокоит своими проблемами.
Пчела. Ох уж эта Пчела. Она столько работает, несмотря на трудности и препятствия. Несмотря на то, что никто в нее не верит.

Каждый ребенок – это уникальный набор талантов, личностных качеств, которые нам предстоит открыть. Каждый неповторим, как отпечатки пальцев, как драгоценный алмаз. Как сделать образовательный процесс комфортным для всех? Как помочь раскрыть себя каждому ребенку? Как сохранить его индивидуальность?

2. Теоретический блок «Дифференцированный подход в организации образовательного процесса».

          Школа, гарантирующая высокий уровень образования, является важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Поэтому учителя в постоянном поиске более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания обучающихся.

          Чем полнее  учитываются особенности каждого учащегося, тем  больше эффективность образовательного процесса. Требования жизни возрастают, поэтому и  увеличивается объем, и усложняется содержание знаний, которые подлежат усвоению в школе. Часто учителя уравнивают знания учащихся. А требование формально  одинаковых возможностей тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. При ориентации на "среднего учащегося” в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой, но и в то же время интеллектуально недогружены.

            Как наиболее приспособить процесс обучения к каждому учащемуся и сделать его более гибким?

            Возможно, что применение дифференцированного подхода в образовательном процессе позволит дать ответ на этот вопрос и более активно использовать потенциальные возможности учащихся.

Термин дифференциация (от лат. differentia – различие) означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

 Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя дифференциация.

Внешняя дифференциация – разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Предполагается создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями. В настоящий момент в нашей системе образования активно формируются классы профильного обучения на III ступени общего среднего образования. Такое обучение основывается на дифференциации и индивидуализации обучения, которые позволяют наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Дифференциация обучения также комплекс соответствующих методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. В условиях допрофильной подготовки на II ступени общего среднего образования дифференцированный подход к обучению способствует формированию у учащихся интереса, мотивов, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

Принципы дифференцированного подхода:

- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;

- выявление у учащихся склонностей и способностей к определенному виду деятельности;

- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;

- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;

- формирование положительной мотивации школьников;

- вовлечение во все виды деятельности;

- постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе выполнения задания, усвоения им материала.

Дифференцированный подход в обучении осуществляется посредством:

vвариативности темпа изучения материала;

vдифференциации учебных заданий;

vвыбора различных видов деятельности;

vопределение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

3. Работа в группах «Положительные и отрицательные аспекты дифференцированного обучения».

      3 группы на листках разного цвета записывают положительные и отрицательные аспекты, затем демонстрируют свои результаты  (вывешивают их на доске с помощью магнитов). Группы дополняют друг друга (см. приложение 1).

Чтобы дифференциация была более продуктивной и вышеописанные тенденции не возникали, учитель должен подбирать степень трудности задания, но выбирать задания может и учащийся – учитывая свои силы делать самостоятельный выбор. В таком случае дифференциация осуществляется от учащегося. При таком подходе не возникает противоречий при определении содержания задания; не возникает противоречий при организации различных форм учебной деятельности; ребенок приспосабливает свои индивидуальные особенности к процессу обучения, а не наоборот; повышается уровень притязаний личности, вырабатывается правильная самооценка. При этом школьники сравнивают свои возможности с возможностями одноклассников, они стремятся выбирать задания сложнее, но понимают, что для этого необходимо пройти через своеобразную цепочку: знание материала – внимательность при объяснении материала – подготовка дома. Так, начиная с нижнего уровня можно добраться до наивысшего.

     Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Распределение учащихся по группам происходит  с учетом результатов диагностики. Принимаются во внимание обычно два критерия: успеваемость и способности учащихся.

Распределение учащихся по уровню обучаемости:

первая группа – с низким уровнем обучаемости; учащимся трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Трудно понять материал во время фронтальных занятий, нуждаются в дополнительном разъяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала достаточно низкий.Нуждаются в разнообразных видах помощи учителя.

вторая группа – со средним уровнем обучаемости; учащиеся в основном понимают объяснениеучителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без посторонней помощи сделать выводы, обобщения   не   в   состоянии.  Нуждаются   в   помощи   учителя,   как   активизирующей,   так   и организующей.

третья группа – с высоким уровнем обучаемости. Все задания  учащимися выполняются самостоятельно, не испытывает  больших затруднений  при  выполнении  измененного  задания.  Умеет  объяснять  свои действия, сознательно усваивает программный материал.  При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

          Учителя обычно называют такие группы «сильными», «средними», «слабыми».

4. Распределение групп по уровням обучаемости по жребию.

    Интервью «Ваши ощущения?» (каждой команде предлагается   выразить свои чувства по поводу полученного ярлыка: «сильные», «средние», «слабые»).

     Преодолению психологического дискомфорта при дифференцировании учащихся по уровням будет посвящен круглый стол, который проведет наш педагог-психолог.

5. В соответствии с уровнем группы выбрать методы работы на уроке - на бланке отметить выбранные методы и формы (см. приложение 2).

6. Практикум: создать задание определенного уровня.

Различают следующие способы дифференциации заданий:

1. по уровню творчества;

2. по уровню трудности;

3. по объёму учебного материала;

4. по степени самостоятельности учащихся;

5. по характеру помощи учащимся;

6. по характеру учебных действий.

         Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться учащимся на выбор.

Командам предлагается создать задание по степени трудности определенного уровня: так как в работе семинара принимают участие учителя разных предметов, то для выполнения задания предлагается совершенно незнакомый предмет. Предмет демонстрируется, командам предлагается фотография предмета (см. приложение 3).

Демонстрация результата.

7. Подведение итогов. Рефлексия  «Цветущее дерево». Участники семинара на «цветках» пишут ключевое слово или словосочетание мероприятия, приклеивают к «дереву».

      Наше дерево стало разноцветным, ярким, красивым. Наша жизнь тоже не имеет однотонных красок. Даже холодную, дождливую осень мы называем золотой порой. И наши дети такие разные, такие яркие, такие индивидуальные,  но, наверное, от этого учитель никогда не будет скучать, всегда будет стремиться помочь каждому ребенку раскрыть себя.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.